2.5 Повышение эффективности и устойчивости бюджетной системы

Основной целью бюджетной политики Калининградской области стало эффективное и ответственное управление финансами, повышение долгосрочной устойчивости регионального и местных бюджетов при безусловном исполнении расходных обязательств. Создана эффективная система управления государственными финансами. С 2006 года бюджетный процесс был реорганизован с целью разделения политических и распорядительных функций органов государственной власти. Отраслевые министерства и агентства отделены от денежных потоков и процедур финансирования, оставшись при этом ответственными за бюджетное планирование, в определенной степени конкурируя за совокупные бюджетные ресурсы. Это позволило распределять бюджетные ресурсы в конкурентной среде с учетом выстраивания приоритетов, позволило повысить обоснованность бюджетных трат. Функции главного распорядителя средств областного бюджета с полномочиями государственного заказчика были сосредоточены у одного органа государственной власти. Отделение политических органов власти от финансирования позволило, обеспечив взаимный контроль, практически ликвидировать коррупционные риски и риски нецелевого расходования бюджетных средств. Новые процедуры государственных и муниципальных закупок способствовали повышению эффективности и прозрачности расходов. С 2006 года бюджетное планирование осуществлялось в формате пятилетнего финансового плана и трехлетнего бюджета. Большинство местных бюджетов утверждается также на 3-хлетний период. В бюджетный процесс внедрены современные программно-целевые методы финансового менеджмента, и Калининградская область вышла в лидеры среди регионов России по качеству управления бюджетом. Была проведена экспертиза деятельности областных и муниципальных бюджетных учреждений, внедрено нормативное финансирование в бюджетной сфере, многие бюджетные учреждения переведены в форму автономных организаций. Разработаны регламенты оказания бюджетных услуг и стандарты их качества. Образовано региональное казначейство, что повысило прозрачность и оперативность принятия решений. Внедрены процедуры мониторинга кредиторской задолженности и принятия мер по ее предупреждению. Проведена автоматизация системы управления региональными финансами, бюджет области и бюджетная отчетность стали формироваться в автоматическом режиме. Внедрено бюджетирование, ориентированное на результаты. Доля расходов областного бюджета, сформированных в рамках целевых программ, увеличилась с 9% в 2005 году до 65% в 2010 году. Важным элементом государственного управления стали доклады о результатах и направлениях деятельности органов государственной власти. Сегодня стало нормой широкое общественное обсуждение направлений и объемов бюджетных расходов, и все забыли, что еще пять лет назад мало кто знал, куда идут бюджетные средства. Внедрены процедуры оценки эффективности деятельности муниципальных образований, бюджетных учреждений, расходов областного бюджета. Впервые в регионе часть бюджетных средств на систематической основе стала распределяться между муниципальными образованиями исходя из оценки результатов их деятельности. Общественные финансы стали действительно публичными.

В 2008 году в Министерстве финансов области, впервые в Мире, внедрена система менеджмента качества на основе стандарта ИСО 9001:2000. В 2009 году по данной системе, опять же впервые в мире, сертифицированы уже все органы государственной власти Калининградской области. Указанные стандарты качества действуют также в некоторых бюджетных учреждениях.

За прошедшие пять лет налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета выросли в 2,3 раза, составив 26,6 млрд. рублей в 2010 году. Столь высокая динамика доходов была обеспечена, несмотря на временные потери, связанные с новым форматом особой экономической зоны в Калининградской области, и последствиями экономического кризиса 2008-2009 годов. Были предприняты меры для исключения противозаконных экономических преимуществ в форме сокрытия прибыли, выплаты зарплат «в конвертах» и несвоевременной уплаты налогов. Ликвидированы экономически необоснованные региональные налоговые льготы при сохранении масштабов поддержки инвестиционных проектов и приоритетных отраслей экономики. Объем налоговых льгот сократился с 683 млн. рублей в 2006 году до 25 млн. рублей в 2009 году. В результате минимизации «серых» зарплат общий фонд оплаты труда в экономике вырос почти в 3 раза – с 30 млрд. рублей в 2005 году до 80 млрд. рублей в 2010 году. Соответственно, выросли и поступления налога на доходы физических лиц, основного источника доходов регионального и местных бюджетов. Улучшено администрирование всех налогов. Приняты меры по учету и оценке всех земель области, формированию земельного кадастра. Реализация активов и имущественных прав осуществлялась исключительно на аукционах с широким информированием общественности и предпринимателей о проводимых торгах. Обеспечены стабильные источники доходов местных бюджетов. Среднегодовая доля доходов местных бюджетов в общем объеме доходов бюджета Калининградской области стабильно составляла на протяжении пяти лет 46%. При этом был обеспечен рост доходов бюджетов муниципалитетов в 2,2 раза. На протяжении последних лет Калининградской области оказывалась существенная финансовая поддержка из федерального центра, значительно превышающая аналогичные трансферты другим регионам. С 2005 года по 2009 год объем финансовой помощи из федерального бюджета вырос в 5,6 раз по сравнению с 3,7 раза в других регионах. Правительство области реализовывало качественно новую политику расходов, сконцентрировав финансовые ресурсы на решении приоритетных задач. Основными задачами стали повышение жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Оптимизирована сеть учреждений, повышена их финансовая самостоятельность, созданы общественные советы по контролю за их деятельностью. Значительное внимание уделялось стимулированию, в том числе финансовому, эффективности деятельности бюджетных учреждений. Ни разу за пять лет не была допущена кредиторская задолженность по заработной плате в областной бюджетной сфере. Существенно выросла инвестиционная составляющая бюджета. В 2009 году на капитальные вложения было направлено более 30% расходов бюджета, что является одним из самых высоких показателей в Российской Федерации и соответствует уровню регионов со значительно более высокой бюджетной обеспеченностью. Это стало возможным вследствие привлечения значительных объемов федерального финансирования, оптимизации бюджетной сети и экономии на государственных закупках, сокращения расходов на государственное управление и количества чиновников. Доля расходов на содержание органов государственной власти снижена с 5,4 процентов в 2005 году до 3% процентов в 2009 году. Эти результаты высоко оценили на федеральном уровне. Объем неэффективных расходов бюджета Калининградской области в сферах общего образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства с 2006 по 2009 год сокращен на 23,3%. По оценке Минрегиона России эффективности органов исполнительной власти в 2007 году Калининградская область заняла 10-е место из 83 субъектов Российской Федерации, а по итогам 2009 году вошла в пятерку лучших. Обеспечена сбалансированность бюджетных ресурсов и обязательств. Региональная бюджетная политика проводилась исходя из задачи ограничения уровня бюджетного дефицита. Сведено к минимуму привлечение заемных средств. Уровень расходов регулировался с учетом фактического исполнения плана по доходам. Своевременная корректировка расходных обязательств кризисного2009 года позволила не только не нарастить в условиях кризиса заимствования, но и завершить финансовый год без обязательств по банковским кредитам вообще. На сегодняшний день область имеет заимствование только перед федеральным бюджетом на дорожное строительство. В качестве механизма антикризисной поддержки экономики использовались государственные гарантии. Наиболее существенную поддержку за счет средств, привлеченных под государственные гарантии, получила строительная отрасль области. Несмотря на значительный объем обязательств по государственным гарантиям практика их предоставления позволяет контролировать объем государственного долга на безопасном уровне.О выполнении Правительством области поставленных задач говорит тот факт, что бюджетная система региона успешно преодолела кризисные испытания, сохранила доходный потенциал и финансирование стратегических приоритетов развития. В бюджетной сфере отсутствовали неисполненные или просроченные обязательства. Так в 2009 году в условиях кризиса доходы бюджета Калининградской области снизились на 4 процентных пункта меньше, чем в среднем по регионам России. В 2010 году доходы областного бюджета увеличатся на 20% по сравнению с 2009 годом, соответственно, превысив докризисный уровень 2008 года на 7%.

Сегодня уже можно говорить о задачах бюджетной политики на перспективу. Реформа учреждений бюджетной сферы должна придать новый импульс развитию форм оказания бюджетных услуг. На нормативный принцип финансирования бюджетных услуг должны быть переведены учреждения культуры и спорта. В целях обеспечения спроса и развития конкуренции в сферу бюджетных услуг нужно активно привлекать частное предпринимательство, особенно частные инвестиции. Приоритетом должно остаться развитие инфраструктуры (дорожного хозяйства, энергетики, коммунального хозяйства). Вместе с тем, эффективность использования ресурсов по этим направлениям в значительной степени должна повыситься за счет реализации механизмов государственно-частного партнерства.

Важным направлением реформы бюджетного процесса должно стать развитие бюджетного контроля с приданием контрольным органам функций аудита и широким участием общественности. Задача повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, доступности и качества бюджетных услуг требует развития публичности бюджетного процесса.